Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. В наше время много мировых исследований посвящены проблемам безопасности дорожного движения. Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают принимать компромиссные решения, при рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств.
Безопасность дорожного движения зависит от разных причин. В наше время много мировых исследований посвящены проблемам безопасности дорожного движения.
Воздействие на водителя дополнительных нагрузок, вызванных недостатками конструкции автомобиля или его неудовлетворительным состоянием может резко ухудшить качество вождения, а в особенно неблагоприятных случаях привести к ДТП. Напротив, удачная конструкция автомобиля, компенсирующая психофизиологические недостатки человека, может способствовать повышению безопасности дорожного движения.
Конструктивная безопасность автомобиля представляет собой сложное свойство. Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.
Активная безопасность автомобиля – свойство автомобиля предотвращать дорожно-транспортные происшествия (снижать вероятность возникновения).
Пассивная безопасность автомобиля – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП.
Послеаварийная безопасность автомобиля – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после его остановки.
Экологическая безопасность автомобиля – свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации.
Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают принимать компромиссные решения, при рассмотрении вопроса о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств.
При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие. Возникновение новых свойств, влияющих на безопасность дорожного движения, их соответствие предъявляемым требованиям – основная задача испытательных лабораторий, аккредитованных в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств, в частности аккредитованных на ТР ТС 018/2011, в том числе на подготовку и выдачу документов по внесению изменений в конструкцию транспортных средств.
В рамках Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации (далее – Росаккредитации) создана рабочая группа по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств.
В структуре рабочей группы создана подгруппа, в которую входят представители испытательных лабораторий, аккредитованных на ТР ТС 018/2011, в том числе на подготовку и выдачу документов по внесению изменений в конструкцию транспортных средств.
Заседание рабочих групп проводятся по адресу: Москва, ул. Вавилова, д. 7, Федеральная служба по аккредитации.
Наша лаборатория является постоянным участником рабочей группы и принимает активное участие в деятельности подгруппы.
На осеннем заседании текущего года на рассмотрение участников предложено рассмотреть вопрос по недопустимым видам изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации:
1. Удлинение рамы или несущего кузова в пределах базы.
Многие автопроизводители имеют в своей производственной программе автомобили с увеличенной по отношению к базовому транспортному средству, рамой. Данные работы производятся в производственных условиях по согласованной с изготовителем базового ТС документации. В настоящее время общепринятым принципом при разработке транспортных средств категории M является несущий кузов. Удлиненные модификации изготавливаются мелкими сериями, как правило в производственных условиях самого автопроизводителя по им же разработанной технологии. Производство же подобных работ в «кустарных условиях» зачастую проводится работниками не обладающими достаточными познаниями в области конструирования несущих систем автомобилей, и такие автомобили могут представлять опасность как для собственника, так и для других участников движения.
2. Внесение изменений в конструкцию ТС категории M1 или N, в результате которого происходит изменение категории ТС на М2 или М3.
К местам крепления сидений, оснащению сидений ремнями предъявляются требования безопасности. Установка дополнительных сидений вне условий серийного производства, не допустимо и может представлять опасность при осуществлении пассажирских перевозок.
3. Замена штатного двигателя транспортного средства на двигатель, по одному из следующих параметров – максимальная мощность или максимальный крутящий момент, превосходящий более чем на 25% любой двигатель, предусмотренный конструкцией данного типа автомобиля.
При проектировании агрегатов трансмиссии дорожных автомобилей принято применять коэффициент запаса 1,25…1,5, поэтому установка двигателя с мощностью превышающей коэффициент запаса приведет к преждевременному износу агрегатов трансмиссии и выходу их из строя. (субъективное мнение коллег из НАМИ)
4. Изменение класса (А, В, I, II, III) автобусов М2 и М3.
Автобусный подвижной состав помимо прочего классифицируется по количеству посадочных мест, количеству выходов и наличию оборудования, позволяющего осуществлять перевозки стоящих пассажиров. К местам крепления сидений, оснащению сидений ремнями предъявляются требования безопасности. Установка дополнительных сидений вне условий серийного производства, не допустима и может представлять опасность при осуществлении пассажирских перевозок.
5. Установка на ТС светоизлучающего оборудования, содержащего информацию рекламного характера и имеющего возможность работы во время движения транспортного средства, а также световых приборов на крышу кузова или кабины ТС, за исключением специальных транспортных средств.
Согласно Перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств Постановления правительства № 1090 от 23.10.1993 запрещается наличие на транспортном средстве красных огней, излучение которых направлено вперед, и белых огней, излучение которых направлено назад. Есть основания полагать, что подобная трансляция является нарушением пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
Рассмотреть вышеперечисленные вопросы предложили коллеги из НАМИ и представитель ГУ ОБДД МВД России, в связи с тем, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовое регулирование в данной сфере деятельности испытательных лабораторий.
Потребность рассмотрения данных вопросов с каждым днем меньше не становится, и без ответов эти вопросы оставлять нельзя.
По каждому из озвученных вопросов у сотрудников нашей лаборатории имеется свое мнение и оно может не совпадать с мнением коллег.
Итак,
– по первому вопросу мы считаем, что удлинение рамы возможно при условии, что это категория транспортных средств, которая не используется для перевозки пассажиров (N,О) и не нарушаются требования, в части наличия признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство;
– по второму вопросу мы полагаем, что такие изменения возможны, но только в случае, когда транспортное средство выпускалось изначально категорией М2 или М3, в последствии было переоборудовано в категории M1 или N, а затем возникло желание вернуться к первоначальной категории и не более того;
– по третьему вопросу есть мнение, что замена двигателя возможна в том случае, когда остальные узлы и агрегаты, передающие крутящий момент на ведущие колеса, остаются штатные, либо имеют сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном ТР ТС 018/2011;
– по четвертому и пятому вопросу полностью поддерживаем мнение коллег из МВД и НАМИ.
Во многих случаях владельцы транспортных средств, у которых возникло желание внести изменения в конструкцию транспортного средства и лица (организации) производящие работы по внесению изменений в конструкцию, а так же сотрудники ГИБДД, с разрешения которых проводятся такие работы подходят к этому вопросу некомпетентно.
Выскажем свое, сугубо субъективное мнение:
прежде чем вмешиваться в конструкцию транспортного средства, на стадии желания, на стадии получения разрешения в ГИБДД и на стадии проведения каких либо работ, собственникам транспортного средства необходимо обратиться в компетентные испытательные лаборатории (центры), органы по сертификации, сотрудники которых имеют определенные специальные познания, опыт, оборудование, и все необходимое, для того, что бы оказать помощь в решении вопроса: «А надо ли и возможно ли изменять конструкцию автомобиля, который был изготовлен на предприятии, имеющем штат инженеров, конструкторов, испытателей, прошел испытания и краш-тесты и был признан безопасным транспортным средством и допущен к обращению на территории нашей страны».
Не все в жизни совершенно – наша лаборатория поможет увидеть в Вашем автомобиле совершенство.