Однажды мне был задан следующий вопрос: как сочетается добровольность сертификации услуг (по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей) с обязательностью требований Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств»?
Однажды мне был задан следующий вопрос: как сочетается добровольность сертификации услуг (по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей) с обязательностью требований Технического регламента «О безопасности колёсных транспортных средств»?
Автопредприятие, оказывающее услуги по ремонту автомобилей, в любом случае находится в правовом поле действия Техрегламента, а конкретно – приложения № 8: «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации». Это значит, что на дорогу общего пользования не должно попадать транспортное средство, если есть нарушения тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения – и иных требований, установленных в указанном приложении.
Если предприятие ремонтирует или обслуживает автомобиль, то в результате работы с ним, он должен быть безопасен для участия в дорожном движении. Правда, иногда случаются ситуации, когда есть видимая неисправность, а владелец автомобиля отказывается её исправлять – как правило, мотивируя это решение денежной стороной вопроса. В этом случае предприятие обязательно должно указать в заказ-наряде, в разделе «рекомендации», что имеется такая-то неисправность, что автомобиль в таком состоянии эксплуатировать нельзя. Уведомить об этом владельца автомобиля под подпись на заказ-наряде. В случае продолжения эксплуатации ответственность за возможные последствия будет нести владелец, а не предприятие.
То есть требования, установленные в Техрегламенты – обязательны для соблюдения. Где же здесь место для добровольной сертификации?
Сертификация услуг законодательно является добровольной. То есть предприятие может добровольно обратиться в Орган по сертификации на предмет подтверждения того факта, что исполнитель услуг:
– знает обязательные требования;
– имеет технические средства для их обеспечения и контроля;
– имеет квалифицированный персонал для выполнения работ.
Добровольный сертификат по услугам может содержать ссылку либо на сам Техрегламент, либо на ГОСТы, добровольное соблюдение которых является достаточным основанием для подтверждения соответствия обязательным требованиям. Перечень этих ГОСТов приведён непосредственно в Техрегламенте.
Таким образом, результат работы авторемонтного предприятия должен обеспечивать безопасность эксплуатации автомобиля – это обязательно, а получить сертификат, подтверждающий этот факт – это добровольно.
И в заключении, небольшой практический совет для самих авторемонтных предприятий.
Обязательно отражайте в заказ-наряде конкретные работы, которые вы выполнили. Не пишите коротко «диагностика», а напишите «диагностика ДВС в связи с неустойчивой работой ДВС». Представьте ситуацию: автомобиль загорелся из-за замыкания проводки спустя два дня после диагностики. А в заказ-наряде – одно слово: «диагностика». Владелец идёт в суд и просит восстановить автомобиль за счет предприятия, так как ему не сказали, что есть неисправность проводки – которую вообще никто даже и не смотрел. Вот и доказывайте, что вы только двигатель диагностировали, а не все системы автомобиля.
И следующая часть, вытекающая из первой: обязательно заполняйте графу «рекомендации». Заметили неисправность – скажите об этом владельцу устно и напишите в заказ-наряд под его подпись. Это гораздо менее затратно, чем потом доказывать в суде, что вы его предупреждали.